Врачам, конечно, очень приятно прочитать такие вот записи исцеленных больных: «Я, Баранов М. А., пришел сюда с сильными болями в пояснице. Выражаю самую искреннюю благодарность коллективу консультативного центра за добрую квалифицированную помощь, благодаря которой я обрел полноценную работоспособность». Или: «После долгих хождений по врачам, не принесших мне никакого облегчения, я попала в консультативный спинальный центр, где получила парный массаж, который оказался очень эффективным и впервые за несколько лет лечения принес мне действительное облегчение. Боли прошли. Сагалова Н. Д.»
С благодарностью принимая такую оценку, необходимо все же переадресовать часть похвал самому больному. Ибо залог успешного лечения — не только эффективность медицинских методов и средств, но и дисциплинированное, сознательное отношение пациента к лечебному процессу.
Такова уж человеческая натура, что мы склонны многое себе прощать — излишний вес, например, или привычку горбиться, или малоподвижный образ жизни, или неуклюжую, косолапую походку. Не умея беспристрастно посмотреть на себя со стороны, не желая замечать своих, ставших такими привычными, почти «родными», недостатков, мы еще порой и обижаемся или испытываем раздражение, когда о них нам говорит посторонний человек.
Вот в этой связи автор данной брошюры хотел бы сказать вам, уважаемые читатели, следующее. Не надо принимать за оскорбление, если вам кто-то скажет, что вы неправильно ходите, или что у вас дурная привычка стоять, опираясь на одну ногу, или что ваша склонность сутулиться зашла слишком далеко. Постарайтесь здраво прореагировать на подобное замечание и исправить дефект.
Не можете справиться с ним сами — обратитесь к врачу. Не дожидайтесь, пока плохая привычка перерастет в серьезное заболевание, сопровождающееся болезненными недомоганиями. Заболеваниями, истоки которых нетрудно проследить в таких, например, «мелочах», как оставленное без должного внимания детское плоскостопие, страдает четверть всех пациентов из числа обращавшихся к автору настоящей брошюры как к практикующему врачу. Постарайтесь не попасть в их число.